- конъюнктура
- в широком смысле под конъюнктурой подразумевают то состояние хозяйственной жизни или деятельности, которое создано для данного момента взаимодействием всех естественных (природных), экономических и социально-политических сил и условий; в более узком смысле слова (с точки зрения отдельного предприятия, отдельной отрасли народного хозяйства) конъюнктура — это совокупность всех условий, влияющих на положение и развитие данной хозяйственной деятельности (предприятия, отрасли), при чем подразумеваются условия для каждого отдельного хозяйственного предприятия, отрасли промышленности и т. д. — вне их стоящие, являющиеся для них внешними.Определение существующей конъюнктуры и видов (перспектив) ее изменения основано на учете целого ряда обстоятельств: общим взаимодействием всех их и определяется “конъюнктура”. Обстоятельства эти следующие: политические (возможности войны, состояния внешних сношений), природные (виды на урожай, количество осадков, состояние водных и гужевых путей на данный момент), технические (условия производства, снабжения сырьем и обмена), финансовые (условия денежного обращения и кредита), бытовые; разнообразные условия соотношения спроса и предложения, и т. д.Все эти условия являются факторами конъюнктуры, а данные, отражающие состояние или положение этих факторов, — показателями конъюнктуры. Если все условия благоприятствуют развитию хозяйства, то говорят о наличии благоприятной или даже высокой конъюнктуры (очень хорошей); изменение условий в плохую сторону называют падением (приближением низкой конъюнктуры), в лучшую — подъемом конъюнктуры. Обзор положения разных факторов конъюнктуры называют конъюнктурным обзором; составляющие эти обзоры организации называются конъюнктурными отделами (советами, институтами, станциями); собирание данных для определения конъюнктуры — конъюнктурной статистикой, методы которой отличаются от обычных приемов статистического наблюдения срочностью доставления статистических данных и сосредоточенностью внимания на основных показателях по каждому наблюдаемому объекту (предмету).
Справочный коммерческий словарь. — М.: Издание Центросоюза. Под редакцией проф. Н.Г. Филимонова. 1926.